Цикл романсов, или песен для голоса, в сопровождении фортепиано представляет собой особый тип лирической музыкальной драматургии. Многих представителей романтического искусства (и прежде всего немецких композиторов-романтиков первой половины XIX в.) привлекала идея трагического одиночества человека и связанная с ней тема странствий. Первым художником, блестяще раскрывшим эту тему в музыке, был австрийский композитор Франц Шуберт (1797–1828).
Его вокальные циклы открыли новую страницу в истории вокальных жанров.
С отдельными песнями-романсами из вокального цикла «Прощание с Петербургом»
Михаила Ивановича Глинки вы уже знакомы — это «Жаворонок» и «Попутная песня».
Марк Рейзен исполняет Попутную песню М.И.Глинки
Вокальные циклы подобны поэтическим в литературе и имеют характер дневника, исповеди, «музыкального романа в песнях». Так, стихи немецкого поэта-романтика Вильгельма Мюллера во многом совпали с судьбой Франца Шуберта и стали основой вокальных циклов композитора — «Прекрасная мельничиха» (1823) и «Зимний путь» (1827), одними из лучших исполнителей которых являются Йонес Кауфман и Дитрих Фишер-Дискау. Поэзия и музыка в песнях Шуберта как будто меняются ролями: слово «поёт», а мелодия «говорит». Мелодии оттеняют все нюансы текста.
И в том, и в другом цикле действует одно лицо — одинокий странствующий мечтатель, робкий, застенчивый, душевно ранимый человек, который ищет в жизни счастья и любви, но отсутствие понимания со стороны окружающих обрекает его на горе и одиночество. Но если в «Прекрасной мельничихе» герой произведения — юноша, радостно вступающий в жизнь, то в «Зимнем пути» это разочарованный человек, у которого всё в прошлом. Развитие сюжета отражено в сменяющих друг друга песнях, которые передают мысли и переживания героя.
В обоих циклах многогранно раскрываются образы природы, но трактуются они по-разному. Надежды, мечты молодости отождествляются с цветущей весной, душевное одиночество — с зимней природой. В цикле «Прекрасная мельничиха» жизнь ручья неотделима от жизни юноши. Ручей олицетворяет мечту о родственной душе, которую романтик ищет среди окружающего его равнодушия. В «Зимнем пути» природа безразлична к страданиям человека. Песни цикла объединены общей идеей.
В «Прекрасной мельничихе», первом романтическом вокальном цикле, — 20 песен. Это своеобразный роман в новеллах. Ручей как бы двойник рассказчика, его друг и советчик. Фортепианное сопровождение создаёт звукоизобразительный фон и играет объединяющую роль, а последовательность образов-картин представляет целостную музыкально-драматургическую линию. Цикл делится на две контрастные части.
Песни «В путь» и «Колыбельная ручья» являются своеобразным вступлением к циклу «Прекрасная мельничиха» и заключением его.
А между этими крайними точками развёртывается повествование юноши о своих странствиях,
о любви к дочери хозяина-мельника. В точке золотого сечения неожиданно появляется новое действующее лицо. Точка золотого сечения — одна из классических пропорций архитектуры, в которой целое так относится к большему, как большее к меньшему, в музыке становится ярким театрально-драматургическим приёмом. Песня «Охотник» (№ 14) вызывает резкий перелом в развитии событий.
Послушайте песню «Охотник». Какие чувства вызывает эта музыка? Какие выразительные средства композитор использует для музыкальной характеристики скачущего всадника?
Цикл «Зимний путь» служит как бы продолжением первого цикла и состоит из 24 песен. Написан он всего через 4 года после «Прекрасной мельничихи», но по драматургии существенно отличается. Подавляющее большинство песен — в минорном ладу, наполнено драматизмом и более того — трагично.
Сравнение первых номеров двух циклов («В путь» и «Спокойно спи») даёт ясное представление о том, что стало с героем. Вслушайтесь в ниспадающее движение мелодии, скорбные интонации песни «Спокойно спи», в этот печальный рассказ о былых надеждах и любви, о том, что ждёт путника, покинувшего родной край.
Завершается второй цикл песней «Шарманщик». Старик-шарманщик — своеобразный двойник главного героя, несчастный скиталец. Образ шарманщика олицетворяет судьбу артиста, художника, самого Шуберта. Не случайно в конце песни в прямой авторской речи звучит вопрос, обращённый к нищему музыканту: «Хочешь, будем вместе горе мы терпеть, будем песни под шарманку петь?» Так раскрывается подлинный драматический смысл песни.
Послушайте первую и последнюю песни цикла «Зимний путь» - "Спокойно спи" и "Шарманщик". Какую роль играет фортепианное сопровождение в этих песнях? Запишите ответ в свою тетрадь.
Спасибо за работу. До встречи.