пятница, 3 апреля 2020 г.

5 класс

Застывшая музыка

Музыка и архитектура – два величайших вида искусства. И в камне, и в нотах люди испокон веков пытались передать свои самые сильные чувства: любовь и печаль, радость побед и горечь поражений.
Впервые красивая метафора о том, что архитектура – это немая музыка, родилась в устах великого Иоганна Вольфганга фон Гёте. Позже её перефразировал знаменитый немецкий философ Фридрих Шеллинг, благодаря которому появится афоризм «Архитектура – застывшая музыка».
Рассмотрим, как много общего можно найти в стилистическом оформлении храмов, живописи и духовной музыке.



Храмы издавна были центрами культуры. В церковном богослужении все искусства тесно связаны друг с другом. Тексты священных книг и молитвы, хоровая и органная музыка, орнаменты алтарей, витражи и мозаики, иконы и фрески — всё подчинено созданию особого эмоционального состояния людей, пришедших в храм. Многие из них являются памятниками архитектуры.

Архитектуру часто называют застывшей музыкой. Когда всматриваешься в строгие очертания храмов, соборов, монастырей, любуешься гармонией форм и красок, в душе возникает величественная, торжественная, уносящая от земной суеты музыка.

Средневековые готические соборы Европы словно парят над городом, как огромные великолепные корабли. Гигантские ажурные башни вот-вот проткнут небо своими острыми шпилями. Внутреннее пространство соборов украшено множеством скульптур, красочных окон с цветными стёклами (витражи), живописью и резьбой алтаря. Здесь торжественно и мощно звучит орган.

Русские православные храмы поражают строгостью форм, великолепием золотых куполов, переливами колоколов, гармонией с природой, а также внутренним убранством — росписью стен и потолков, чудотворными иконами. Здесь можно услышать песнопения, которые исполняет церковный хор без музыкального сопровождения — а капелла.

Запишите это в тетрадь.
Духовная музыка в средневековой Европе представлена жанрами кантаты, мессы, оратории, реквиема. 
Самым популярным жанром был григорианский хорал.
Архитектуру религиозных сооружений сравнивали с застывшей музыкой.
Ярким представителем барочного искусства является Иоганн Себастьян Бах.
Образы музыки можно встретить не только в архитектуре, но и в живописи.


О творчестве великого немецкого композитора XVIII в. Иоганна Себастьяна Баха (1685—1750) можно сказать словами поэта: «Есть люди с голосом глубоким и призывным». Всё, что создал Бах, звучит благородно и возвышенно. Наследие композитора включает в себя произведения разных жанров. Среди них — мессы, кантаты, хоралы, инструментальные и вокальные сочинения, пьесы для детей.



Органная музыка И. С. Баха — вершина полифонического искусства. Полифония (в переводе с греческого — многозвучие) — вид многоголосия, которое основано на одновременном сочетании двух и более самостоятельных мелодий. Полифоническое произведение похоже на беседу разных голосов.

Самая совершенная форма полифонической музыки — фуга. В фуге краткая музыкальная мысль, тема, имитируется (повторяется, развивается) в разных голосах так, что при одновременном звучании эти повторы, переплетаясь, сходятся и вновь расходятся.

 В этой графике очень хорошо видно каждый из 4х звучащих голосов в полифонии Баха. Звучит знаменитая Токката и фуга ре минор.


2 часть урока.

В творчестве литовского художника, композитора и поэта Микалоюса Константинаса Чюрлёниса (1875—1911) законы музыкального развития воплотились в необычных живописных образах. В картине «Фуга» можно увидеть полифонический разговор нескольких линий-голосов. Триптих картин под общим названием «Соната моря» имеет музыкальные названия: «Аллегро», «Анданте» и «Финал».





 В клипе показаны картины художника и звучит произведение М. Чюрлёниса Фуга до минор.



Рассмотри живописное полотно "Фуга" М.К.Чюрлёниса.



Живописное полотно Чюрлёниса  "Фуга" - одна из тех работ, которая позволяет говорить о его искусстве, как о наивысшем воплощении идеи синтеза искусства - одной из основных идей символизма, т.е. с помощью различных символов мы сможем раскрыть истину, познать глубину произведения как художественного так и музыкального. Почему же Чюрлёнис назвал своё живописное полотно музыкальным термином (понятием) - "Фуга"?  Об этом говорят линейно выстроенные ряды образов картины. Чередование одинаковых или подобных друг другу элементов, расположенных на нескольких уровнях, напоминает мелодическое движение. Ритм, гармония из музыкальных  определений, так же как и линия, колорит из определений  зрительных, дают точные представления о явлении, запечатлённом на полотне. 
Пространство живописной "Фуги" можно трактовать как ряд уровней, которые подобны записи партитуры музыкального сочинения - от верхней горизонтали до самого нижнего "голоса"; и в то же время  - как изображение прозрачных вод озера, поверхность которого отделена от "неба" верхней горизонталью, а всё что ниже, - это видимое сквозь воду, на дне, и частично (самый низ), может быть на берегу.Можно сказать, что это и абстракция (вместо реальных изображений использование  символов,знаков, графических  линий, фигур) , и отзвук зримого мира.
Благодаря живописному образу, созданному художником, мы видим особенности построения определённой полифонической формы (фуги) - мы её видим, она зрима, это нам помогает  понять глубинный смысл полифонической (многоголосной) музыки, истоки которой  мы находим в самой жизни - в её многомерности, многозвучности, сплетении различных явлений, поступков, переживаний. Советский композитор Д.Шостакович подчёркивал: "Полифония может передавать всё: и размах мысли , и размах мечты, творчества". 

Пространство картины как отзвук зримого мира.
   Её линии, колорит, ритм напоминают партитуру музыкального произведения. Живописная фуга по композиции аналогична музыкальной фуге, в которой краткая музыкальная мысль (тема-мелодия) имитируется (повторяется с небольшим изменением) в верхних и нижних голосах, так что при одновременном звучании в разных регистрах ( низком, среднем или высоком звучании) повторы тем, переплетаясь, сходятся и расходятся вновь. Это хорошо видно в нотной записи фуги И.-С.Баха.

Из всего  сказанного и услышанного можно сделать вывод: музыка и живопись, схватывая жизнь во всём её многообразии, гармонии (созвучии, согласии) и  противоречиях, обнаруживают общность языка художественных произведений, которую можно выразить следующим образом: линия - форма - цвет  в картине (в живописи) воспринимаются  как единство  мелодии - формы - лада  в музыке. Это помогает понять способ воплощения замысла художника, который стремился своими картинами вызвать у зрителей ощущение звучащей музыки.

Изучив данные материалы для проверки своих знаний необходимо выполнить тест.

Все использованные в публикации материалы имеются в открытом доступе в сети Интернет. 

Спасибо за работу. До встречи. 





35 комментариев:

  1. Арина Огородник20 апреля 2020 г. в 17:43

    + Огородник Арина 5г

    ОтветитьУдалить
  2. + Наворски Александра 5г.

    ОтветитьУдалить
  3. + Малышев Алексей

    ОтветитьУдалить
  4. + Малышев Алексей 5 д класс

    ОтветитьУдалить
  5. + (Степанов Миша 5А)

    ОтветитьУдалить
  6. Смирнова Ариана22 апреля 2020 г. в 21:50

    +Смирнова Ариана 5 "Б" класс

    ОтветитьУдалить
  7. + Закатов Михаил 5"А"класс

    ОтветитьУдалить
  8. +Лемак Данил 5Б

    ОтветитьУдалить
  9. Малышев Алексей 5д

    ОтветитьУдалить
  10. +Шакурин Александр 5Д

    ОтветитьУдалить
  11. +Смирнова Ариана 5 "Б" класс

    ОтветитьУдалить
  12. + Глызин Егор 5 "В"

    ОтветитьУдалить
  13. Молодцы, ребята. Спасибо за работу.

    ОтветитьУдалить

ВНИМАНИЕ! ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРОЧИТАЙТЕ!
Каждый оставленный комментарий сначала проходит проверку у учителя и только после проверки появляется в блоге. Поэтому не волнуйтесь, если вы СРАЗУ НЕ УВИДЕЛИ свой комментарий.
ОН ПОЯВИТСЯ ПОСЛЕ ПРОВЕРКИ.
Старайтесь ОБЯЗАТЕЛЬНО оставить комментарий после работы на сайте, так как учитель отмечает всех, кто выполнил задания.

Не забывайте указать автора сообщения. Спасибо!

Образы романсов и песен русских композиторов

Русский композитор Модест Петрович Мусоргский говорил: "Искусство есть средство беседы с людьми".  Композитор беседует со слушател...