Застывшая музыка
Музыка и архитектура – два величайших вида искусства. И в камне, и в нотах люди испокон веков пытались передать свои самые сильные чувства: любовь и печаль, радость побед и горечь поражений.
Впервые красивая метафора о том, что архитектура – это немая музыка, родилась в устах великого Иоганна Вольфганга фон Гёте. Позже её перефразировал знаменитый немецкий философ Фридрих Шеллинг, благодаря которому появится афоризм «Архитектура – застывшая музыка».
Рассмотрим, как много общего можно найти в стилистическом оформлении храмов, живописи и духовной музыке.
В этой графике очень хорошо видно каждый из 4х звучащих голосов в полифонии Баха. Звучит знаменитая Токката и фуга ре минор.
2 часть урока.
В творчестве литовского художника, композитора и поэта Микалоюса Константинаса Чюрлёниса (1875—1911) законы музыкального развития воплотились в необычных живописных образах. В картине «Фуга» можно увидеть полифонический разговор нескольких линий-голосов. Триптих картин под общим названием «Соната моря» имеет музыкальные названия: «Аллегро», «Анданте» и «Финал».
В клипе показаны картины художника и звучит произведение М. Чюрлёниса Фуга до минор.
Музыка и архитектура – два величайших вида искусства. И в камне, и в нотах люди испокон веков пытались передать свои самые сильные чувства: любовь и печаль, радость побед и горечь поражений.
Впервые красивая метафора о том, что архитектура – это немая музыка, родилась в устах великого Иоганна Вольфганга фон Гёте. Позже её перефразировал знаменитый немецкий философ Фридрих Шеллинг, благодаря которому появится афоризм «Архитектура – застывшая музыка».
Рассмотрим, как много общего можно найти в стилистическом оформлении храмов, живописи и духовной музыке.
Храмы издавна были
центрами культуры. В церковном богослужении все искусства тесно связаны
друг с другом. Тексты священных книг и молитвы, хоровая и органная
музыка, орнаменты алтарей, витражи и мозаики, иконы и фрески — всё
подчинено созданию особого эмоционального состояния людей, пришедших в
храм. Многие из них являются памятниками архитектуры.
Архитектуру часто называют застывшей музыкой. Когда всматриваешься в строгие очертания храмов, соборов, монастырей, любуешься гармонией форм и красок, в душе возникает величественная, торжественная, уносящая от земной суеты музыка.
Средневековые готические соборы Европы словно парят над городом, как огромные великолепные корабли. Гигантские ажурные башни вот-вот проткнут небо своими острыми шпилями. Внутреннее пространство соборов украшено множеством скульптур, красочных окон с цветными стёклами (витражи), живописью и резьбой алтаря. Здесь торжественно и мощно звучит орган.
Русские православные храмы поражают строгостью форм, великолепием золотых куполов, переливами колоколов, гармонией с природой, а также внутренним убранством — росписью стен и потолков, чудотворными иконами. Здесь можно услышать песнопения, которые исполняет церковный хор без музыкального сопровождения — а капелла.
Архитектуру часто называют застывшей музыкой. Когда всматриваешься в строгие очертания храмов, соборов, монастырей, любуешься гармонией форм и красок, в душе возникает величественная, торжественная, уносящая от земной суеты музыка.
Средневековые готические соборы Европы словно парят над городом, как огромные великолепные корабли. Гигантские ажурные башни вот-вот проткнут небо своими острыми шпилями. Внутреннее пространство соборов украшено множеством скульптур, красочных окон с цветными стёклами (витражи), живописью и резьбой алтаря. Здесь торжественно и мощно звучит орган.
Русские православные храмы поражают строгостью форм, великолепием золотых куполов, переливами колоколов, гармонией с природой, а также внутренним убранством — росписью стен и потолков, чудотворными иконами. Здесь можно услышать песнопения, которые исполняет церковный хор без музыкального сопровождения — а капелла.
Запишите это в тетрадь.
Духовная музыка в средневековой Европе представлена жанрами кантаты, мессы, оратории, реквиема.
Самым популярным жанром был григорианский хорал.
Архитектуру религиозных сооружений сравнивали с застывшей музыкой.
Ярким представителем барочного искусства является Иоганн Себастьян Бах.
Образы музыки можно встретить не только в архитектуре, но и в живописи.
О творчестве великого немецкого композитора XVIII в. Иоганна Себастьяна Баха
(1685—1750) можно сказать словами поэта: «Есть люди с голосом глубоким и
призывным». Всё, что создал Бах, звучит благородно и возвышенно.
Наследие композитора включает в себя произведения разных жанров. Среди
них — мессы, кантаты, хоралы, инструментальные и вокальные сочинения,
пьесы для детей.
Органная музыка И. С. Баха — вершина полифонического искусства. Полифония
(в переводе с греческого — многозвучие) — вид многоголосия, которое
основано на одновременном сочетании двух и более самостоятельных
мелодий. Полифоническое произведение похоже на беседу разных голосов.
Самая совершенная форма полифонической музыки — фуга.
В фуге краткая музыкальная мысль, тема, имитируется (повторяется,
развивается) в разных голосах так, что при одновременном звучании эти
повторы, переплетаясь, сходятся и вновь расходятся.
2 часть урока.
В творчестве литовского художника, композитора и поэта Микалоюса Константинаса Чюрлёниса (1875—1911) законы музыкального развития воплотились в необычных живописных образах. В картине «Фуга» можно увидеть полифонический разговор нескольких линий-голосов. Триптих картин под общим названием «Соната моря» имеет музыкальные названия: «Аллегро», «Анданте» и «Финал».
Рассмотри живописное
полотно "Фуга" М.К.Чюрлёниса.
Живописное полотно
Чюрлёниса "Фуга" - одна из тех работ, которая позволяет
говорить о его искусстве, как о наивысшем воплощении идеи синтеза искусства -
одной из основных идей символизма, т.е. с помощью различных символов мы сможем
раскрыть истину, познать глубину произведения как художественного так и
музыкального. Почему же Чюрлёнис назвал своё живописное полотно музыкальным
термином (понятием) - "Фуга"? Об этом говорят линейно
выстроенные ряды образов картины. Чередование одинаковых или подобных друг
другу элементов, расположенных на нескольких уровнях, напоминает мелодическое
движение. Ритм, гармония из музыкальных определений, так же как и линия,
колорит из определений зрительных, дают точные представления о явлении,
запечатлённом на полотне.
Пространство живописной
"Фуги" можно трактовать как ряд уровней, которые подобны записи
партитуры музыкального сочинения - от верхней горизонтали до самого нижнего
"голоса"; и в то же время - как изображение прозрачных вод
озера, поверхность которого отделена от "неба" верхней горизонталью,
а всё что ниже, - это видимое сквозь воду, на дне, и частично (самый низ),
может быть на берегу.Можно сказать, что это и абстракция (вместо реальных изображений использование
символов,знаков, графических линий, фигур) , и отзвук зримого мира.
Благодаря живописному
образу, созданному художником, мы видим особенности построения определённой
полифонической формы (фуги) - мы её видим, она зрима, это нам помогает
понять глубинный смысл полифонической (многоголосной) музыки, истоки
которой мы находим в самой жизни - в её многомерности, многозвучности,
сплетении различных явлений, поступков, переживаний. Советский композитор
Д.Шостакович подчёркивал: "Полифония может передавать всё: и размах мысли
, и размах мечты, творчества".
Пространство картины как
отзвук зримого мира.
Её линии, колорит, ритм напоминают партитуру музыкального
произведения. Живописная фуга по композиции аналогична музыкальной фуге, в
которой краткая музыкальная мысль (тема-мелодия) имитируется (повторяется с
небольшим изменением) в верхних и нижних голосах, так что при одновременном
звучании в разных регистрах ( низком, среднем или высоком звучании) повторы
тем, переплетаясь, сходятся и расходятся вновь. Это хорошо видно в нотной
записи фуги И.-С.Баха.
Из всего
сказанного и услышанного можно сделать вывод: музыка и живопись,
схватывая жизнь во всём её многообразии, гармонии (созвучии, согласии) и
противоречиях, обнаруживают общность языка художественных произведений,
которую можно выразить следующим образом: линия - форма - цвет в
картине (в живописи) воспринимаются как единство мелодии - формы -
лада в музыке. Это помогает понять способ воплощения замысла
художника, который стремился своими картинами вызвать у зрителей ощущение
звучащей музыки.
Изучив данные материалы для проверки своих знаний необходимо выполнить тест.
Все использованные в публикации материалы имеются в открытом доступе в сети Интернет.
Спасибо за работу. До встречи.
Спасибо за работу. До встречи.
+ Опарина Ксюша 5 А
ОтветитьУдалить+ Огородник Арина 5г
ОтветитьУдалить+ Румянцев Никита 5Г
ОтветитьУдалить+ Закатов Михаил 5"А"класс
ОтветитьУдалить+ Наворски Александра 5г.
ОтветитьУдалить+ Максимова Анастасия 5"Д"
ОтветитьУдалить+ Малышев Алексей
ОтветитьУдалить+ Малышев Алексей 5 д класс
ОтветитьУдалить+ Медведев Артём 5В
ОтветитьУдалить+(Зеленова Саша)
ОтветитьУдалить+ (Степанов Миша 5А)
ОтветитьУдалить+ Артемьев Иван 5Б
ОтветитьУдалить+ Елесина Даша 5В
ОтветитьУдалить+Смирнова Ариана 5 "Б" класс
ОтветитьУдалить+Степанов Влад 5Г
ОтветитьУдалитьШарманова Алина 5а кл
ОтветитьУдалитьШарманова Алина 5 а кл
ОтветитьУдалить+ Чудайкина Таня 5 "Д" класс
ОтветитьУдалитьЦибизова Тоня 5б
ОтветитьУдалить+Горбаченко Роман 5Б
ОтветитьУдалить+ Закатов Михаил 5"А"класс
ОтветитьУдалить+Лемак Данил 5Б
ОтветитьУдалить+Вирт Кирилл 5Д
ОтветитьУдалить+Мущинина Таисия 5 Д
ОтветитьУдалитьМалышев Алексей 5д
ОтветитьУдалить+Ватутина Анна 5г
ОтветитьУдалить+ Зеленова Александра 5Д
ОтветитьУдалить+Шакурин Александр 5Д
ОтветитьУдалить+Смирнова Ариана 5 "Б" класс
ОтветитьУдалить+ Румянцев Никита 5Г
ОтветитьУдалить+ Глызин Егор 5 "В"
ОтветитьУдалитьМолодцы, ребята. Спасибо за работу.
ОтветитьУдалить+ Елесина Даша 5 В
ОтветитьУдалить+ Сергеева Софья 5б
ОтветитьУдалить+ Жук Олеся 5Д
ОтветитьУдалить