среда, 22 июля 2020 г.

ВОКАЛЬНЫЙ ЦИКЛ

Цикл романсов, или песен для голоса, в сопровождении фортепиано представляет собой особый тип лирической музыкальной драматургии. Многих представителей романтического искусства прежде всего немецких композиторов-романтиков первой половины XIX в.) привлекала идея трагического одиночества человека и связанная с ней тема странствий. Первым художником, блестяще раскрывшим эту тему в музыке, был австрийский композитор Франц Шуберт (1797–1828). 
























 
Его вокальные циклы открыли новую страницу в истории вокальных жанров.
С отдельными песнями-романсами из вокального цикла «Прощание с Петербургом»
Михаила Ивановича Глинки вы уже знакомы — это «Жаворонок» и «Попутная песня».

 Марк Рейзен исполняет Попутную песню М.И.Глинки

Вокальные циклы подобны поэтическим в литературе и имеют характер дневника, исповеди, «музыкального романа в песнях». Так, стихи немецкого поэта-романтика Вильгельма Мюллера во многом совпали с судьбой Франца Шуберта и стали основой вокальных циклов композитора — «Прекрасная мельничиха» (1823) и «Зимний путь» (1827), одними из лучших исполнителей которых являются Йонес Кауфман и Дитрих Фишер-Дискау. Поэзия и музыка в песнях Шуберта как будто меняются ролями: слово «поёт», а мелодия «говорит». Мелодии оттеняют все нюансы текста.
И в том, и в другом цикле действует одно лицо — одинокий странствующий мечтатель, робкий, застенчивый, душевно ранимый человек, который ищет в жизни счастья и любви, но отсутствие понимания со стороны окружающих обрекает его на горе и одиночество. Но если в «Прекрасной мельничихе» герой произведения — юноша, радостно вступающий в жизнь, то в «Зимнем пути» это разочарованный человек, у которого всё в прошлом. Развитие сюжета отражено в сменяющих друг друга песнях, которые передают мысли и переживания героя.
В обоих циклах многогранно раскрываются образы природы, но трактуются они по-разному. Надежды, мечты молодости отождествляются с цветущей весной, душевное одиночество — с зимней природой. В цикле «Прекрасная мельничиха» жизнь ручья неотделима от жизни юноши. Ручей олицетворяет мечту о родственной душе, которую романтик ищет среди окружающего его равнодушия. В «Зимнем пути» природа безразлична к страданиям человека. Песни цикла объединены общей идеей.

В «Прекрасной мельничихе», первом романтическом вокальном цикле, — 20 песен. Это своеобразный роман в новеллах. Ручей как бы двойник рассказчика, его друг и советчик. Фортепианное сопровождение создаёт звукоизобразительный фон и играет объединяющую роль, а последовательность образов-картин представляет целостную музыкально-драматургическую линию. Цикл делится на две контрастные части.
Песни «В путь» и «Колыбельная ручья» являются своеобразным вступлением к циклу «Прекрасная мельничиха» и заключением его. 
 А между этими крайними точками развёртывается повествование юноши о своих странствиях,
 о любви к дочери хозяина-мельника. В точке золотого сечения неожиданно появляется новое действующее лицо. Точка золотого сечения — одна из классических пропорций архитектуры, в которой целое так относится к большему, как большее к меньшему, в музыке становится ярким театрально-драматургическим приёмом. Песня «Охотник» (№ 14) вызывает резкий перелом в развитии событий.
Послушайте песню «Охотник». Какие чувства вызывает эта музыка? Какие выразительные средства композитор использует для музыкальной характеристики скачущего всадника?

Цикл «Зимний путь» служит как бы продолжением первого цикла и состоит из 24 песен. Написан он всего через 4 года после «Прекрасной мельничихи», но по драматургии существенно отличается. Подавляющее большинство песен — в минорном ладу, наполнено драматизмом и более того — трагично.
Сравнение первых номеров двух циклов («В путь» и «Спокойно спи») даёт ясное представление о том, что стало с героем. Вслушайтесь в ниспадающее движение мелодии, скорбные интонации песни «Спокойно спи», в этот печальный рассказ о былых надеждах и любви, о том, что ждёт путника, покинувшего родной край.
Завершается второй цикл песней «Шарманщик». Старик-шарманщик — своеобразный двойник главного героя, несчастный скиталец. Образ шарманщика олицетворяет судьбу артиста, художника, самого Шуберта. Не случайно в конце песни в прямой авторской речи звучит вопрос, обращённый к нищему музыканту: «Хочешь, будем вместе горе мы терпеть, будем песни под шарманку петь?» Так раскрывается подлинный драматический смысл песни.
Послушайте первую и последнюю песни цикла «Зимний путь» - "Спокойно спи" и "Шарманщик". Какую роль играет фортепианное сопровождение в этих песнях? Запишите ответ в свою тетрадь.

Спасибо за работу. До встречи.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

ВНИМАНИЕ! ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРОЧИТАЙТЕ!
Каждый оставленный комментарий сначала проходит проверку у учителя и только после проверки появляется в блоге. Поэтому не волнуйтесь, если вы СРАЗУ НЕ УВИДЕЛИ свой комментарий.
ОН ПОЯВИТСЯ ПОСЛЕ ПРОВЕРКИ.
Старайтесь ОБЯЗАТЕЛЬНО оставить комментарий после работы на сайте, так как учитель отмечает всех, кто выполнил задания.

Не забывайте указать автора сообщения. Спасибо!

Образы романсов и песен русских композиторов

Русский композитор Модест Петрович Мусоргский говорил: "Искусство есть средство беседы с людьми".  Композитор беседует со слушател...