Яркая выразительная музыка Симфонии № 5 Людвига ван Бетховена, конкретный смысл основного мотива дают возможность трактовать её как грандиозную картину борьбы человека с ударами судьбы. Четыре части Симфонии представляют собой этапы этой борьбы. В этом произведении, как ни в одном другом сочинении, с наибольшей силой воплощены идеи: через борьбу – к победе, от мрака – к свету, через тернии – к звёздам.
«Так судьба стучится в дверь» – эти слова, по свидетельству современников, Бетховен сказал о начальных тактах своего сочинения. Сочиняя её, композитор заявлял: «Я схвачу судьбу за глотку». Бетховен вышел победителем из этой схватки.
Любое выдающееся художественное произведение всегда многозначно, и каждое поколение по своему трактует его смысл, находя в нём ответы на животрепещущие вопросы.
Современники композитора видели в герое Симфонии № 5 человека, в самом себе черпающем силы и мужество для борьбы с тяжёлой действительностью. Позже образ Симфонии № 5 связывали с мифом о Прометее, который похитил у богов с Олимпа огонь и передал его людям. За это боги жестоко наказали его.
В начале XX века, в эпоху социальных потрясений, октябрьского переворота в России, это произведение воспринималось как симфония нависшего над человечеством рока и напряжённого сопротивления ему...
В годы Второй мировой войны (1939—1945) «два такта из Бетховена» — мотив судьбы, олицетворяя собой стойкость и мужество, поддерживали дух заключённых, попавших в фашистские застенки. Ведь в этой Симфонии, как ни в одном другом сочинении, с наибольшей силой воплощены идеи: «через борьбу — к победе», «от мрака — к свету», «через тернии — к звёздам».
Сегодня, в XXI вке, для людей, стремящихся к духовному возрождению, Симфония № 5 обретает особый, нравственный смысл. Развитие музыки Симфонии показывает, что есть нечто высшее — совесть человека — голос Бога и его собственная воля. Судьба властвует над человеком? Против неё человек бессилен? В Симфонии кипит борьба... кого с кем или с чем?.. Всё это вопросы, которые задаёт себе современный слушатель.
Образы многих художественных произведений могут быть связаны как с судьбами целых поколений, так и с жизнью отдельного человека. Вспомним о трагичном переломном моменте в жизни Л. Бетховена. У 32-летнего композитора начала развиваться глухота. Уединившись в деревне Гейлигенштадт под Веной, он пишет двум своим братьям письмо, известное нам как
«Гейлигенштадтское завещание».
«О вы, люди, считающие или объявившие меня озлобленным, упрямым... — как вы несправедливы ко мне. Вы не знаете тайной причины того, что я вам кажусь таким... Подумайте только, вот уже шесть лет, как меня поразил неизлечимый недуг...ведь я глух.
Что за унижение, когда кто-нибудь, стоя рядом со мной, слышал издалека звуки флейты, я же не слышал ничего... Такие случаи приводили меня на грань отчаяния, недоставало малого, чтобы я покончил со своей жизнью.
Только оно, искусство, оно удерживало меня. Ах, мне казалось невозможным покинуть мир, прежде чем я выполню всё, к чему чувствовал себя призванным... Терпение... Оно должно стать моим руководителем, и я владею им...
О Божество, ты с высоты проникаешь в глубь моего существа, ты знаешь его, ты знаешь, что в нём живут любовь к людям и желание делать добро. О, люди, если вы когда-нибудь прочитаете это, подумайте, что вы были несправедливы ко мне, и несчастный пусть утешится, найдя такого несчастливца...
Вы, мои братья Карл и Иоганн... живите в согласии и помогайте друг другу... Внушайте вашим детям добродетель... Не деньги — она одна может дать счастье. Прощайте и любите друг друга!
Благодарю всех моих друзей... Прощайте, и не забывайте меня совсем после моей смерти. Я заслужил это от вас, ибо при моей жизни часто думал о вас, думал, как бы сделать вас счастливыми. Будьте же счастливы!..
О Провидение, пошли мне хоть однажды день чистой радости! <...> Когда, — о, когда же, о Боже, — я смогу его вновь ощутить в храме природы и человечества? Никогда — о, нет, это было бы слишком жестоко!»
Гейлигенштадт, 6 октября 1802 г.
Осознав трагическую для музыканта болезнь, Бетховен не покорился судьбе, сумел преодолеть душевный кризис и вернуться к творчеству. В качестве эпиграфа ко всему периоду после
«Гейлигенштадтского завещания» мог бы служить авторский подзаголовок Симфонии № 3 — «Героическая». Героическим, мятежным духом проникнуты и увертюра «Эгмонт»,
и Симфония № 5 с её знаменитым «мотивом судьбы».
1-я часть Симфонии №5 воспринимается как внутренняя борьба человека. Как глас Божий звучит мотив судьбы — тема совести, основы жизни и отношения человека к себе и другим.
Послушайте 1-ю часть Симфонии. Тема судьбы — это вызов? призыв? предостережение? Как взаимодействуют между собой две темы 1-й части Симфонии?
Вдумайтесь в слова композитора: «Я не знаю иных признаков превосходства, кроме доброты». Как вы их понимаете?
Что дало основание Моцарту сказать о Бетховене: «Он заставит говорить о себе весь мир»? Сбылось ли это пророчество?
Запишите свои мысли в тетрадь.
Спасибо за работу. До встречи.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
ВНИМАНИЕ! ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРОЧИТАЙТЕ!
Каждый оставленный комментарий сначала проходит проверку у учителя и только после проверки появляется в блоге. Поэтому не волнуйтесь, если вы СРАЗУ НЕ УВИДЕЛИ свой комментарий.
ОН ПОЯВИТСЯ ПОСЛЕ ПРОВЕРКИ.
Старайтесь ОБЯЗАТЕЛЬНО оставить комментарий после работы на сайте, так как учитель отмечает всех, кто выполнил задания.
Не забывайте указать автора сообщения. Спасибо!