воскресенье, 5 июля 2020 г.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ДРАМАТУРГИЯ - РАЗВИТИЕ МУЗЫКИ

Драматургия, драматический — эти слова образованы от слова «драма». Но их употребляют и при характеристике музыки, в которой обобщённо передаются переживания человека: страдание, смятение, тревога, протест, возмущение. Эти чувства чаще всего проявляются у людей в столкновениях, спорах, конфликтах. Именно на этом основана драматургия и литературно-театрального жанра, и музыкального спектакля.
В музыкальной драматургии особую роль играет конфликт. Это может быть конфликт между светом и тьмой, добром и злом, любовью и ненавистью. Он является основой драматургического развития действия любого музыкального спектакля — оперы, балета, мюзикла и др.
Определённая последовательность этапов сценического действия — экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязкапозволяет раскрыть жизненные ситуации, взаимоотношения людей в самые разные моменты их жизни, перенести зрителей-слушателей в различные исторические эпохи, страны, в реальную жизнь и в сказку.

О музыкальной драматургии говорят обычно применительно к опере, балету, оратории, оперетте, мюзиклу, музыкальному кинофильму и др. Но термин музыкальная драматургия, включающий в себя закономерности в построении целого произведения и его частей, логику их развития, особенности воплощения музыкальных образов, используют также для характеристики вокальной и инструментально-симфонической музыки.
Главный принцип в музыке — развитие. Подобно тому как времена года сменяют друг друга, как в течение жизни меняется внутренний мир человека, его внешность, так же меняются внутри одного произведения, получая развитие, музыкальные интонации, темы, мелодии. Эти изменения отражаются в форме музыкального произведения, способах развития музыкального материала.
Одним из самых распространённых способов развития в музыке является повтор. В повторах, которыми богата музыка, ощущается развитие образного строя произведения, они как бы подчёркивают сказанное, придают ему новые оттенки. Так построены народные песни. Медленные, мягкие интонации колыбельной, имитируя покачивание, успокаивают, убаюкивают. Подвижные, кружащиеся интонации хороводной песни передают движение
хоровода. Повторяющаяся куплет за куплетом мелодия протяжной лирической песни выражает глубину мысли, чувства, переживания, становится всё более развёрнутой, распетой. Однако этот способ развития музыки нередко носит чисто внешний характер. Бесконечные, часто назойливые повторы, например, во многих шлягерах, можно сравнить с речью людей, которые постоянно приводят один и тот же аргумент. Тот, кто умеет общаться, всегда развивает свои суждения, находя всё новые и новые доводы.
Ещё один древнейший способ развития музыки — варьированиепрежде всего встречается в народной музыке, в джазе, которые основаны на импровизации. Всякая вариация есть форма повторения, но не точного. Этот способ широко применяется для создания убедительных образов в симфонической, оперной, камерной инструментальной музыке.
Вспомните, как в финале Симфонии № 3 («Героической») Л. Бетховена звучат вариации на две простые темы. Композитор использует мелодию и опорные звуки сопровождения контрданса (от англ. country-dance, буквально — деревенский танец).  
В финале Симфонии № 4  П. И. Чайковского получает вариационное развитие русская народная песня «Во поле берёза стояла», которая ассоциируется с праздничным гуляньем, весельем.
Более значительные изменения, при которых вместо целой мелодии, темы излагаются отдельные её фразы, интонации, называются разработкой. Разработка музыкального материала играет важную роль в драматургическом развитии симфонического жанра. В разработке находят применение такие способы развития, как секвенция и имитация.
Секвенция (от лат. sequential — следование) — перемещение мотива, повторение последовательности звуков на разной высоте, в восходящем или нисходящем направлении. Этот способ создаёт ощущение движения. Вряд ли найдётся музыкальное произведение (от песни до симфонии и оперы), в котором не была бы применена секвенция.
Имитация (от лат. immitatio — подражание) — повторение темы или мотива в другом голосе музыкального произведения. Имитация часто используется в народном хоровом музицировании и является основным приёмом развития музыкальной мысли в различных формах полифонии, таких как канон и фуга.
Вам уже знакомы многие произведения, в которых музыка развивалась на основе имитации, канонического проведения мелодии разными инструментами или голосами. С имитациейформой фуги — вы встретились в «Высокой мессе» Баха и в духовном концерте Березовского. 
Благодаря имитации подчёркивается общность настроения, согласие звучания всех инструментов квартета в «Ноктюрне» из Квартета № 2 А.П. Бородина.  
В опере М.И. Глинки «Руслан и Людмила» звучит квартет «Какое чудное мгновенье», в котором благодаря канонической имитации композитору удалось передать оцепенение главных героев в сцене похищения Людмилы и их постепенное пробуждение.
Прочитайте внимательно текст и послушайте фрагменты произведений, понаблюдайте за развитием музыки и постарайтесь понять её смысл. Выпишите в свою тетрадь новые термины и названия.
Великие произведения обогащают ум и душу человека, делают его добрее, отзывчивее, эмоциональнее. Чем полнее вы научитесь воспринимать музыку, постигать её смысл, тем лучше будете понимать себя и других людей, сопереживать им.

Спасибо за работу. До встречи.

5 комментариев:

  1. Здравствуйте музыка очень добрая и хорошая а самое главное православная

    ОтветитьУдалить
  2. Здравствуйте Музыка очень спокойная, Плавная.

    ОтветитьУдалить
  3. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  4. Здравствуйте, музыка спокойная, добрая, расслабляющая. Многие из этих композиций называют классикой. Потому что не зависимо от того когда они были написаны являются лучшими.

    ОтветитьУдалить
  5. эта музыка спокойная, помогает сосредоточится.

    ОтветитьУдалить

ВНИМАНИЕ! ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРОЧИТАЙТЕ!
Каждый оставленный комментарий сначала проходит проверку у учителя и только после проверки появляется в блоге. Поэтому не волнуйтесь, если вы СРАЗУ НЕ УВИДЕЛИ свой комментарий.
ОН ПОЯВИТСЯ ПОСЛЕ ПРОВЕРКИ.
Старайтесь ОБЯЗАТЕЛЬНО оставить комментарий после работы на сайте, так как учитель отмечает всех, кто выполнил задания.

Не забывайте указать автора сообщения. Спасибо!

Образы романсов и песен русских композиторов

Русский композитор Модест Петрович Мусоргский говорил: "Искусство есть средство беседы с людьми".  Композитор беседует со слушател...