Балет (от фр. ballet, от итал. ballare — танцевать) возник в эпоху Возрождения, в XIV—XV вв в Италии. В это время начинают различать бытовые танцы, служащие для развлечения широких масс, и сценические. В XVIII в. балет становится самостоятельным видом сценического искусства.
Балет — музыкально-драматическое произведение, спектакль, содержание которого воплощается в музыкально-хореографических образах. Действие передаётся средствами танца и пантомимы, с помощью которых актёры передают чувства героев, их «разговор» между собой, суть происходящего. И в опере, и в балете большое значение имеет звучание симфонического оркестра: музыка связывает все элементы драмы воедино и, выявляя сложные внутренние взаимоотношения действующих лиц, выражает главную идею произведения.
Читая программу балетного спектакля, зрители могут встретиться с такими французскими словами, как па-де-де («танец вдвоём»), па-де-труа («танец втроём»), гран-па («большой танец»). Так называют отдельные номера балета.
А красивым итальянским словом адажио, обозначающим темп движения музыки, в балете называют медленный лирический танец главных героев.
Адажио из балета "Спящая красавица" Петра Ильича Чайковского
Основными типами танца в балетном спектакле являются классический и харАктерный танцы. Характерные танцы включают в себя движения, распространённые в народной и бытовой культуре. Классический танец — более условный, богатый образной символикой, его особенность в том, что исполняется он на пуантах.
Важная роль в балетном спектакле принадлежит дирижёру симфонического оркестра. Главное в его работе — умение воплотить замысел композитора, раскрыть стиль произведения, соединив их с идеей балетмейстера-постановщика, индивидуальностью танцоров-солистов и мастерством кордебалета, исполняющего массовые танцевальные сцены.
Режиссёром балетного спектакля является балетмейстер (от нем. Balletmeister), который разрабатывает общую драматургию спектакля, продумывает «рисунок» танца, жесты и пластические решения образов.
Многие балеты были экранизированы. Но есть пример, когда хореографическое произведение перенесено с экрана на сцену. Это балет «Анюта» Валерия Александровича Гаврилина. «Вальс», написанный композитором, услышал сценарист и режиссёр А. Белинский и понял, что это настоящий «чеховский вальс». У него родилась идея создать фильм-балет «Анюта» на тему рассказа «Анна на шее» А. П. Чехова. Так, не от литературы, а от музыки родился замысел фильма-балета, успех которого вдохновил В. Васильева, артиста и балетмейстера, на постановку балета на сцене.
Современный балетный спектакль во многом отличается от классического.Он может включать в себя ритмопластические танцы, техники свободного танца, танца джаз-модерн, элементы акробатики, светозвуковые эффекты, оригинальные декорации и костюмы и многое другое. Этого требует новый музыкальный язык современного балета.
В.Гаврилин. Тарантелла из балета "Анюта"
В.Гаврилин. Вальс из балета "Анюта"
Посмотрите фрагменты фильма-балета «Анюта». Что нового в ваше понимание особенностей балета вносит его киноверсия?
"Анюта" Фильм балет. Ленфильм 1982г.
Запишите в тетрадь названия знакомых вам балетов, фамилии известных артистов балета и балетмейстеров.
Спасибо за работу. Спасибо.
Хавронина.Н.7б
ОтветитьУдалитья выполнела