вторник, 21 июля 2020 г.

ГЕРОИЧЕСКАЯ ТЕМА В МУЗЫКЕ

Бессмертные произведения музыки: канты неизвестных авторов XVIII века, опера Михаила Ивановича Глинки, кантата Сергея Сергеевича Прокофьева, симфонии Людвига ван Бетховена, так же как и сочинения современных композиторов — Валерия Александровича Гаврилина, Валерия Григорьевича Кикты и другие, прославляют величие и красоту, мощь и силу, благородство и душевное богатство человека. Идея героизма, народного патриотизма, сопротивления ударам судьбы — одна из ведущих в искусстве.
Героические образы широко и разнообразно воплощены в музыке русских композиторов.
«Богатырская симфония» и опера «Князь Игорь» А. П. Бородина. «Сеча при Керженце» из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказание о Невидимом граде Китеже и деве Февронии». Поэма «Прометей» А. Н. Скрябина. 

 
         Богатырская симфония А.П.Бородина

 Ария князя Игоря из оперы А.П.Бородина "Князь Игорь"


 «Сеча при Керженце» из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказание о Невидимом граде Китеже и деве Февронии».

Фрагмент из симфоничской поэмы Александра Скрябина "Прометей"


 

Кантата Сергея Сергеевича Прокофьева «Александр Невский» посвящена героическим страницам истории Руси. Наши войска под предводительством князя Александра Невского сражались с полчищами тевтонских рыцарей. Образы русских воинов представлены в кантате хоровыми музыкально - выразительными средствами. Само сражение композитор передал с помощью приемов звукописи, изображая лязг железа, бешеную скачку коней, грохот битвы.
Музыкальная драматургия кантаты Сергея Прокофьева «Александр Невский» также основана на сопоставлении контрастных образов защитников Отечества и врагов — тевтонских рыцарей. Этот контраст жизнеутверждающего начала, сил любви и сил разрушающих, сеющих ненависть, убедительно выражен в симфонической картине «Ледовое побоище».


В опере «Иван Сусанин» композитор М. И. Глинка рисует образ врага по-другому. И героизм главного героя передан не через яркое экспрессивное звучание, но через внутренне мелодическое благородство его вокальной партии, спокойные, уверенные интонации. Опера «Иван Сусанин» («Жизнь за царя») отображает трудный период в жизни русского народа — войну с войском польского короля Сигизмунда в начале XVII в. В ней нет симфонической звукописи сражений. Глинка передал образ врага прекрасной танцевальной, рыцарственной музыкой популярных в ХIX веке жанров — полонеза, мазурки, вальса. Композитор строит драматургию оперы на контрастном сопоставлении двух противоборствующих сил — русских и поляков. Опера звучит как эпический сказ, в котором отражаются богатырские, сильные характеры русских людей, их милосердие и сострадание к людям, в котором воспеваются величие и слава Отечества.

Синоним слова «героизм» в музыке является судьба и творчество композитора Людвига ван Бетховена. Его Третья симфония называется «Героическая» и рисует не только образы борьбы, гибели героя, но и торжества силы духа, не сломленного ничем.

 Людвиг ван Бетховен. Траурный марш из симфонии №3 "Героическая"
В симфониях, напоминающих по сложности взаимодействия образов литературный жанр — роман, также на основе контрастов и сопоставлений образных сфер происходит становление их главных идей. Так, в Симфонии 3 («Героической») Л. Бетховена образы титанической, напряжённой борьбы контрастируют с трагической кульминацией — похоронным маршем в честь погибших героев — и финалом с его победным апофеозом и ликованием. В Симфонии 5 композитор выстраивает драматургию на основе развития темы судьбы человека, вступающего в противоборство как с внешними обстоятельствами жизни (буржуазные революции в Европе), так и со своим внутренним миром — сомнениями, разочарованиями, одиночеством, сложными взаимоотношениями с другими людьми.

Выразительные возможности музыки поистине безграничны. Она может передать самые тонкие душевные движения, самые сильные человеческие чувства. Подвиги простых людей и знаменитых полководцев вдохновляли композиторов на создание опер и симфоний, ораторий и кантат.
Героическая тема – одна из ведущих в искусстве.
Героические образы литературных произведений, изобразительного искусства, музыки имеют много общего. Но при этом каждое из них отличается своеобразием, спецификой выразительных средств, особенностями композиции и формы. Рассмотрите картины художников. Каков их образный строй? С какими историческими событиями они связаны? Какими чертами наделены люди, изображённые на них?

































                         Памятник Минину и Пожарскому в Ярославле

Рассмотрите картины художников. Каков их образный строй? С какими историческими событиями они связаны? Какими чертами наделены люди, изображённые на них?

Запишите в тетрадь свой ответ на вопрос:  Что даёт современным композиторам, исполнителям, слушателям обращение к героическим образам и сюжетам исторического прошлого?
 
Подготовьте реферат на тему «О поколении судят по героям, которые ему принадлежат» (О. Дмитриев).

Спасибо за работу. До встречи.


1 комментарий:

ВНИМАНИЕ! ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРОЧИТАЙТЕ!
Каждый оставленный комментарий сначала проходит проверку у учителя и только после проверки появляется в блоге. Поэтому не волнуйтесь, если вы СРАЗУ НЕ УВИДЕЛИ свой комментарий.
ОН ПОЯВИТСЯ ПОСЛЕ ПРОВЕРКИ.
Старайтесь ОБЯЗАТЕЛЬНО оставить комментарий после работы на сайте, так как учитель отмечает всех, кто выполнил задания.

Не забывайте указать автора сообщения. Спасибо!

Образы романсов и песен русских композиторов

Русский композитор Модест Петрович Мусоргский говорил: "Искусство есть средство беседы с людьми".  Композитор беседует со слушател...