«Отечественная героико-трагическая опера» – так сам композитор Михаил Иванович Глинка определил жанр своего сочинения, сквозной идеей которого является любовь к Отечеству. Драматургия оперы основана на конфликтном противостоянии двух сил, развитии контрастных музыкальных тем: русской песенности и польской танцевально-инструментальной музыки.
Характер главного героя Ивана Сусанина оттеняется лирическими образами его детей — Вани и Антониды. Вслушивание в основные мелодии главных действующих лиц (дуэт Вани и Сусанина, романс Антониды) и в сопровождение, вторящее мелодии, звучащее в согласии с ней или противоречащее ей, позволяет раскрыть искренность чувств или их противоборство в душе героя.
Драматургической вершиной оперы, её трагической кульминацией является сцена в лесу – гибель Сусанина. В музыке гениально выражено духовное величие героя (речитатив и ария Ивана Сусанина). Драматургия оперы строится так, что музыкальные интонации, раскрывающие образы Сусанина и народа, становятся основой гениального эпилога.
Заключительный хор «Славься!» излучает свет, передаёт торжество и ликование народа и завершает действие оперы эпическим финалом.
С оперы Михаила Ивановича Глинки началась новая эпоха в русском музыкальном искусстве, определился весь путь развития оперного жанра в России.
Композитор сочинял оперу как симфоническую музыку — симфонически-образно. Большая часть оперы была написана раньше слов, так как первой мыслью Глинки было написать три большие картины: сельскую сцену, сцену с поляками и торжество. Они и стали основой драматургии оперы.
Опера состоит из четырёх действий и эпилога. С первых тактов Интродукции (начальной сцены оперы) всё действие движется к народному торжеству. В Интродукции воплощена непреклонная воля русского народа к победе.
В I действии на сцене разворачивается картина мирной жизни поселян и семьи Сусанина. Антонида, дочь главного героя, ожидает своего жениха. Её каватина полна искренности и нежности, а изящное, оживлённое рондо раскрывает светлый, радостный мир девичьих мечтаний: «Что ни утро, что ни вечер,жду я с милым другом встречи».
Иван Сусанин, крестьяне и воины-ополченцы поют о том, что пора для свадьбы придёт, поляки будут разбиты и над Русью встанет заря спасения.
II действие (так называемый польский акт) происходит в замке польского короля Сигизмунда. Здесь раскрывается обобщённый образ польских завоевателей, предвкушающих победу. Так завершается экспозиция оперы, в которой ярко представлены две музыкальные сферы, характеризующие образы противоборствующих сил.
В III действии раскрывается основной конфликт оперы: впервые показано столкновение с врагами мужественного русского крестьянина. Драматургически оно усилено контрастным сопоставлением музыкальных тем.
В избе Сусанина Ваня, его приёмный сын, поёт незатейливую песню, полную нежности и благодарности к отцу. К пению Вани присоединяется голос Сусанина. Их дуэт завершается решительными фразами юноши, который готов отдать жизнь за родной край.
Вдруг в мирную обстановку крестьянского дома вторгаются завоеватели. Они уводят с собой Сусанина, который, прощаясь с детьми, даёт им понять, что никогда не вернётся домой.
Драму душевных переживаний передаёт романс Антониды («Не о том скорблю, подруженьки»), который вплетается в бесхитростную мелодию свадебного хора девушек-подружек.
Драматизм усиливается в IV действии оперы, в котором последовательно раскрывается борьба двух сил. В сцене у монастырского посада Ваня пытается разбудить спящих ополченцев, чтобы сообщить им о приходе поляков.
Сцена в лесу — гибель Сусанина — становится трагической кульминацией, драматургической вершиной оперы. Она открывается хором поляков, в котором воинственные темы польской мазурки приобретают характер трагического оцепенения и безнадёжности. Контрастом теме поляков звучат речитатив и ария — молитва Ивана Сусанина. Впервые композитор оставляет своего героя наедине с его думами. После арии звучит ещё один речитатив-монолог, в котором важную роль играет оркестр. Сусанин вспоминает о детях, о любимой семье, а в это время в оркестре звучат темы Антониды, её жениха — Собинина, Вани, тема семейного счастья.
В музыке гениально выражено духовное величие героя. Драматургия оперы строится так, что музыкальные интонации, раскрывающие образы Сусанина и народа, становятся основой гениального эпилога.
Заключительный хор «Славься!», написанный в духе победного народного канта, излучает свет, передаёт торжество и ликование народа. Перемежаясь с колокольным звоном, он завершает действие оперы эпическим финалом.
С оперы Глинки началась новая эпоха в русском музыкальном искусстве, определился весь путь развития оперного жанра в России.
Запишите в тетрадь новые термины и названия.
Спасибо за работу. До встречи.
Рыбин Никита, 7А класс.
ОтветитьУдалить1.Сколько действий в опере "Иван Сусанин"?
2.Как называется хор, который звучит в конце эпилога под звон колоколов и знаменует победу русского народа над врагом?
3.В каком действии Ивана Сусанина убивают?
1. На противостоянии каких сил основана опера?
Удалить2. Какое по счёту действие ещё называлось "польским актом"?
3. Сколько всего актов в опере?
Колобов 7В
Удалить1. Кем являлся Ваня в опере "Иван Сусанин"?
2. Что излучает "заключительный хор славься"?
3.В каком действии Ивана Сусанина убивают?
Савельева Екатерина 7а
ОтветитьУдалить1.Какое действие полно искренности и нежности?
2.При какой сцене погибает Иван Сусанин?
3. Что излучает "заключительный хор славься"?
Винограда София 7В
ОтветитьУдалить1. Кем являлся Ваня в опере "Иван Сусанин"?
2.Какое действие оперы называют "польским актом"?
3. Где происходит действие эпилог оперы?
Костенко
ОтветитьУдалить1)С какой оперы М.И.Глинки началась новая эпоха в русском музыкальном искусстве?
2)Сколько действий в опере?
3)Что происходит в 3 действии?
Щербаков Антон 7А класс
ОтветитьУдалить1) Каким жанром М. И. Глинка назвал свое произведение?
2) Чьими образами оттеняется характер Ивана Сусанина?
3) Из чего состоит опера "Иван Сусанин"?
Смирнов Даниил 7Б класс
ОтветитьУдалить1.В каком действии раскрывается основной конфликт оперы?
2.В каком замке происходит польский акт?
3.Как называется заключительный хор?
Шевченко Александр, 7Б класс.
ОтветитьУдалить1. На чём основана драматурги этой оперы?
2. Чем характер главного героя оттеняется?
3. Что становится трагической кульминацией этой оперы?
Роман Шевчук
ОтветитьУдалитьМосковкин Алексей 7Г
ОтветитьУдалить1.Назовите действия в опере "Иван Сусанин"
2.В чём драматизм оперы "Иван Сусанин"?
3.Что передаёт драму душевных переживаний?
Быструхин Павел,7Г класс.
ОтветитьУдалить1.Сколько детей Ивана Сусанина ?
2.Какое действие называется "польским актом" ?
3.Что такое речитатив?
Лапин Павел 7А класс.
ОтветитьУдалить1. Где происходит 2 действие оперы "Иван Сусанин"?
2. Что является кульминацией оперы?
3. К какому жанру отнёс свое сочинение Михаил Иванович Глинка?
Кирилл Ложников 7А класс
ОтветитьУдалить1.Где происходит 4 действие оперы "Иван Сусанин"?
2.Как называется хор, который звучит в конце эпилога под звон колоколов и знаменует победу русского народа над врагом?
3.Как звали дочь Ивана Сусанина?
Сивяков Михаил. 1.В каком городе была премьера оперы?
ОтветитьУдалить2.В каком году состоялась премера оперы?
3.Какой хор звучит в конце эпилога?
Курилов Иван 7Б Класс
ОтветитьУдалить1.В каком действии раскрывается основной конфликт оперы?
2.Какое действие называется "польским актом" ?
3.Как звали дочь Ивана Сусанина?
Воробьёва Вера 7В
ОтветитьУдалитьХарактер главного героя Ивана Сусанина оттеняется лирическими образами каких детей?
С чего началась новая эпоха в русском музыкальном искусстве?
Какая сцена становится трагической кульминацией, драматургической вершиной оперы?
Никитина Александра 7 "В"
ОтветитьУдалить1. Какой жанр произведение "Иван Сусанин".
2.Название начальной сцены оперы?
3.Чем знаменита опера Глинки "Иван Сусанин"?
Колобов 7В
ОтветитьУдалить1.Где происходит 4 действие оперы "Иван Сусанин"?
2. Что является кульминацией оперы?
3.Что передаёт драму душевных переживаний?
ОтветитьУдалитьТуриева София 7 В
1. Как называется хор, который звучит в конце эпилога?
2. Сколько действий в опере "Иван Сусанин"?
3. В каком действии раскрывается основной конфликт оперы?
Денисов Антон 7 В
ОтветитьУдалить1 Что происходит в первом действии?
2. На чём основана драматургия оперы?
3.В каком действии усилился драматизм?
1 почему в опере у русских выбрана именно песенная, а у поляков танцевальная музыка.
ОтветитьУдалить2 почеме иван сусанин поет басом
3 какие события происходили в каждом издействий оперы
Ольга Шарацкая 7В
ОтветитьУдалить1. С чего начинается опера «Иван Сусанин»?
2. В каком действии раскрывается основной конфликт оперы? Что там показано?
3. На конфликтном противостоянии каких сил основана драматургия оперы?
Артем Славинский
ОтветитьУдалить1.Сколько действий в опере "Иван Сусанин"?
2.В каком действии, раскрывается основной конфликт оперы?
3. Где происходит второе действие?
1.Название начальной сцены оперы?
ОтветитьУдалить2.Хор в конце эпилога?
3.Основной конфликт оперы?
Этот комментарий был удален администратором блога.
ОтветитьУдалить
ОтветитьУдалитьШарацкая Ольга 7В
1. С чего начинается опера «Иван Сусанин»?
2. Что является сквозной идеей оперы?
3. На конфликтном противостоянии каких сил основана драматургия оперы?
Этот комментарий был удален администратором блога.
ОтветитьУдалитьБогданова Рада, 7"Г"
ОтветитьУдалить1. В каком жанре написана опера "Иван Сусанин", согласно определению самого ее создателя?
2. В каком из 4-х действий оперы раскрывается основной ее конфликт?
3. Что является кульминацией оперы "Иван Сусанин"?
Ставрова Лиана 7а
ОтветитьУдалить1 Как называется заключительный хор?
2 Сколько всего действий в Опере "Иван Сусанин"?
3 Где произошла гибель Сусанина?