среда, 6 мая 2020 г.

Знаменитые исполнители музыки


Искусство – это сердце, способное мыслить. ...

Исполнение - это второе творение музыкального сочинения.

(Антон Григорьевич Рубинштейн).

Мы живём в то удивительное время, когда чудеса стали обычным, повседневным явлением. Благодаря одному из таких чудес и мы сейчас, так же как когда-то Владимир Васильевич Стасов, можем воскликнуть: «Радость безмерная!» - когда слышим голос Шаляпина. Этот голос, однажды услышав, действительно невозможно забыть. К нему возвращаешься вновь и вновь, несмотря на несовершенство старых грамзаписей. Прекрасные голоса были и до, и  после Федора Шаляпина, но с его высоким «бархатным» басом, отличавшимся невероятной выразительностью, сравниться могут немногие. И завораживает слушателя не только уникальный тембр, но и то, насколько точно и тонко удавалось певцу передать малейшие оттенки чувств, заложенных в произведении, будь то оперная партия, народная песня или романс...
 
Русская народная песня "Дубинушка" в исполнении Федора Ивановича Шаляпина



Слушаешь Рихтера - и, кажется, что он совершенно забывает о переполненном зале, о том самом слушателе, для которого он играет сейчас. Он остаётся наедине с музыкой... Нет, не то! Он сам становится музыкой - этот удивительный, непостижимый пианист. Он простодушен и трогательно искренен, как мелодия Шуберта; громаден и величественно мудр, как хоралы и фуги Баха; остроумен и дерзок, как музыка раннего Прокофьева. Классически чистый, спокойный Гайдн, неистовый романтик Шуман-фантазёр и мечтатель; и, наконец, изысканные, «странные» Дебюсси и Равель с причудливо изменчивыми настроениями их сочинений. Когда Святослав  Рихтер за роялем, хочется не только слушать, не только чувствовать и переживать, но и думать, хочется стать достойным собеседником тех, кто через годы, через многие десятилетия обращаются к нам, к сегодняшним людям, со своими мыслями, сомнениями, радостями и горестями, надеждами и мечтами. Рихтер играет. Его слушает весь мир... 

 Святослав Рихтер исполняет Этюд-картину С.Рахманинова



«Что это был за шар? Солнце? Я не знаю. Но в чертах человека я узнал Паганини, только идеально прекрасного, с улыбкой, исполненной примирения. Его тело цвело мужественной силой; светло-голубая одежда облекала облагороженные члены; по плечам ниспадали блестящими кольцами черные волосы; и в то время как он, уверенный, незыблемый, подобно высокому образу божества, стоял здесь со своей скрипкой, казалось, будто все мироздание повинуется его звукам. Это был человек - планета, вокруг которого с размеренной торжественностью, в божественном ритме вращалась вселенная», - так писал о Никколо Паганини поэт, обладающий способностью при каждом звуке видеть волнующие зрительные образы, Генрих Гейне.
Он был единственным и неповторимым скрипачом, по следу которого не смог пройти более никто. Все головокружительные скрипичные фокусы, почти акробатические пассажи остаются пустыми и мертвыми без исполнения того, кто их создал. Волшебство растворилось вместе с волшебником. И именно в этом заключалась исключительная и высокая миссия великого скрипача... 

 Фрагмент из х/ф "Никколо Паганини". На скрипке играет Леонид Коган.


Испанцы называли Елену Образцову лучшей Кармен в истории театра. Она пела на одной сцене с Пласидо Доминго и Лучано Паваротти и была дружна с Монсеррат Кабалье.  Андрей Громыко говорил, что она сделала для советской дипломатии больше, чем целый МИД.
К окончанию школы девушка уже не представляла своей жизни без музыки. Она решила поступать в консерваторию, но родители ее в этом не поддерживали. Отец считал профессию певицы несерьезной, предрекал ей выступления перед сеансами в дешевых кинотеатрах и настаивал на учебе в радиотехническом институте.
После школьного выпускного отец подарил Образцовой поездку в Ленинград. Там она пошла на прослушивание в Ленинградскую консерваторию имени Римского-Корсакова: «Я спела приемной комиссии третью песню Леля из «Снегурочки», затем романс Римского-Корсакова «Октава». Мне говорят: «Спасибо, вы свободны!», а я упрашивала послушать еще несколько песен, чтобы экзаменаторы могли понять, насколько широк мой диапазон. Комиссия хохотала надо мной, но петь разрешила. Вечером я узнала, что поступила, и всю дорогу домой улыбалась от счастья».
Уже на третьем курсе консерватории Елена Образцова участвовала в музыкальных конкурсах — Всесоюзном конкурсе вокалистов имени Михаила Глинки и Всемирном фестивале молодежи и студентов в Хельсинки. И там и там она заняла первые места. Вскоре она дебютировала на сцене Большого театра.


Елена Образцова в партии Кармен из оперы Ж.Бизе "Кармен" на сцене Большого театра



Ван Клиберн - американский пианист, первый победитель Международного конкурса имени Чайковского (1958). Первые уроки фортепианной игры получил в возрасте трёх лет у своей матери. Когда Клиберну было шесть лет, семья переехала в Техас, где он в тринадцать лет выиграл конкурс, а вскоре дебютировал в Карнеги-холле.
Мировую известность имя Клиберна получило после сенсационной победы на первом Международном конкурсе имени Чайковского в Москве в 1958 г. Молодой пианист завоевал симпатии как членов жюри, так и публики. Это было тем более удивительно, что действие происходило в разгар "холодной войны". По возвращении на родину Клиберну был устроен пышный восторженный приём. Музыкант полюбил СССР и после конкурса ещё неоднократно приезжал с концертами в Россию.
С 1962 года в Форт-Уэрте (Техас) проводится Конкурс пианистов имени Вана Клиберна.

Ван Клиберн исполняет Первый Концерт П.И.Чайковского 


Путь Леонида Собинова на большую сцену начался с гимназического хора в Ярославле, где его считали не очень способным учеником с самомнением. Однако меньше чем через 15 лет «первый тенор России» получил признание публики, музыкальных критиков и коллег и стал одним из известнейших во всем мире оперных певцов.
Спустя годы за время службы в Большом театре у певца было 35 ролей, он пел на сцене 623 раза. Самыми известными его партиями, наравне с Ленским, были Лоэнгрин в опере Вагнера, Вертер (Жюль Массне) и Ромео (Шарль Гуно). Параллельно певец работал в Московской частной русской опере, его партнером по сцене был Федор Шаляпин.
Имя Собинова известно во всем мире. В первое десятилетие XX века Леонид Собинов много гастролировал: он выступал в миланском театре Ла Скала, в театре князя Монакского в Монте-Карло, в мадридском театре «Реаль», бывал в Берлине, Париже, много ездил по России.
В 1898 году Леонид Собинов исполнил партию Ленского в опере Петра Чайковского «Евгений Онегин». Его манера исполнения отличалась от традиционной, и это вызвало критику со стороны руководства театра и некоторых коллег. Однако вскоре созданный Собиновым образ стал оперной классикой.


Ария Ленского из оперы П.И.Чайковского "Евгений Онегин" в исполнении Леонида Собинова

Мы воспринимаем музыку лишь тогда, когда слышим ее. Музыка нуждается в обязательном посреднике — исполнителе. И если однажды созданные картины и скульптуры неизменны во все времена, то на музыкальное произведение влияют и время, и эпоха, и исполнители.

В наше время профессия музыканта-исполнителя  имеет огромное значение, так как является связующим звеном между композитором и широкими массами слушателей.

8 комментариев:

ВНИМАНИЕ! ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРОЧИТАЙТЕ!
Каждый оставленный комментарий сначала проходит проверку у учителя и только после проверки появляется в блоге. Поэтому не волнуйтесь, если вы СРАЗУ НЕ УВИДЕЛИ свой комментарий.
ОН ПОЯВИТСЯ ПОСЛЕ ПРОВЕРКИ.
Старайтесь ОБЯЗАТЕЛЬНО оставить комментарий после работы на сайте, так как учитель отмечает всех, кто выполнил задания.

Не забывайте указать автора сообщения. Спасибо!

Образы романсов и песен русских композиторов

Русский композитор Модест Петрович Мусоргский говорил: "Искусство есть средство беседы с людьми".  Композитор беседует со слушател...