Искусство –
это сердце, способное мыслить. ...
Исполнение -
это второе творение музыкального сочинения.
(Антон
Григорьевич Рубинштейн).
Мы живём в то удивительное время, когда чудеса стали
обычным, повседневным явлением. Благодаря одному из таких чудес и мы сейчас,
так же как когда-то Владимир Васильевич Стасов, можем воскликнуть: «Радость
безмерная!» - когда слышим голос Шаляпина. Этот голос, однажды услышав, действительно
невозможно забыть. К нему возвращаешься вновь и вновь, несмотря на
несовершенство старых грамзаписей. Прекрасные голоса были и до, и
после Федора Шаляпина, но с его высоким «бархатным» басом, отличавшимся невероятной
выразительностью, сравниться могут немногие. И завораживает слушателя не только
уникальный тембр, но и то, насколько точно и тонко удавалось певцу передать
малейшие оттенки чувств, заложенных в произведении, будь то оперная партия,
народная песня или романс...
Русская народная песня "Дубинушка" в исполнении Федора Ивановича Шаляпина
Слушаешь Рихтера - и, кажется, что он совершенно забывает о
переполненном зале, о том самом слушателе, для которого он играет сейчас. Он
остаётся наедине с музыкой... Нет, не то! Он сам становится музыкой - этот
удивительный, непостижимый пианист. Он простодушен и трогательно искренен, как
мелодия Шуберта; громаден и величественно мудр, как хоралы и фуги Баха;
остроумен и дерзок, как музыка раннего Прокофьева. Классически чистый,
спокойный Гайдн, неистовый романтик Шуман-фантазёр и мечтатель; и, наконец,
изысканные, «странные» Дебюсси и Равель с причудливо изменчивыми настроениями
их сочинений. Когда Святослав Рихтер за роялем, хочется не только слушать, не только
чувствовать и переживать, но и думать, хочется стать достойным собеседником
тех, кто через годы, через многие десятилетия обращаются к нам, к сегодняшним
людям, со своими мыслями, сомнениями, радостями и горестями, надеждами и
мечтами. Рихтер играет. Его слушает весь мир...
Святослав Рихтер исполняет Этюд-картину С.Рахманинова
«Что это был за шар? Солнце? Я не знаю. Но в чертах человека
я узнал Паганини, только идеально прекрасного, с улыбкой, исполненной
примирения. Его тело цвело мужественной силой; светло-голубая одежда облекала
облагороженные члены; по плечам ниспадали блестящими кольцами черные волосы; и
в то время как он, уверенный, незыблемый, подобно высокому образу божества,
стоял здесь со своей скрипкой, казалось, будто все мироздание повинуется его
звукам. Это был человек - планета, вокруг которого с размеренной торжественностью,
в божественном ритме вращалась вселенная», - так писал о Никколо Паганини поэт,
обладающий способностью при каждом звуке видеть волнующие зрительные образы,
Генрих Гейне.
Он был единственным и неповторимым скрипачом, по следу
которого не смог пройти более никто. Все головокружительные скрипичные фокусы,
почти акробатические пассажи остаются пустыми и мертвыми без исполнения того,
кто их создал. Волшебство растворилось вместе с волшебником. И именно в этом
заключалась исключительная и высокая миссия великого скрипача...
Фрагмент из х/ф "Никколо Паганини". На скрипке играет Леонид Коган.
К окончанию школы девушка уже не представляла своей жизни
без музыки. Она решила поступать в консерваторию, но родители ее в этом не
поддерживали. Отец считал профессию певицы несерьезной, предрекал ей
выступления перед сеансами в дешевых кинотеатрах и настаивал на учебе в
радиотехническом институте.
После школьного выпускного отец подарил Образцовой поездку в
Ленинград. Там она пошла на прослушивание в Ленинградскую консерваторию имени
Римского-Корсакова: «Я спела приемной комиссии третью песню Леля из «Снегурочки»,
затем романс Римского-Корсакова «Октава». Мне говорят: «Спасибо, вы свободны!»,
а я упрашивала послушать еще несколько песен, чтобы экзаменаторы могли понять,
насколько широк мой диапазон. Комиссия хохотала надо мной, но петь разрешила.
Вечером я узнала, что поступила, и всю дорогу домой улыбалась от счастья».
Уже на третьем курсе консерватории Елена Образцова
участвовала в музыкальных конкурсах — Всесоюзном конкурсе вокалистов имени
Михаила Глинки и Всемирном фестивале молодежи и студентов в Хельсинки. И там и
там она заняла первые места. Вскоре она дебютировала на сцене Большого театра.
Елена Образцова в партии Кармен из оперы Ж.Бизе "Кармен" на сцене Большого театра
Ван Клиберн - американский пианист, первый победитель Международного
конкурса имени Чайковского (1958). Первые уроки фортепианной игры получил в
возрасте трёх лет у своей матери. Когда Клиберну было шесть лет, семья
переехала в Техас, где он в тринадцать лет выиграл конкурс, а вскоре
дебютировал в Карнеги-холле.
Мировую известность имя Клиберна получило после сенсационной
победы на первом Международном конкурсе имени Чайковского в Москве в 1958 г.
Молодой пианист завоевал симпатии как членов жюри, так и публики. Это было тем
более удивительно, что действие происходило в разгар "холодной
войны". По возвращении на родину Клиберну был устроен пышный восторженный
приём. Музыкант полюбил СССР и после конкурса ещё неоднократно приезжал с
концертами в Россию.
С 1962 года в Форт-Уэрте (Техас) проводится Конкурс пианистов
имени Вана Клиберна.
Ван Клиберн исполняет Первый Концерт П.И.Чайковского
Путь Леонида Собинова на большую сцену начался с
гимназического хора в Ярославле, где его считали не очень способным учеником с
самомнением. Однако меньше чем через 15 лет «первый тенор России» получил
признание публики, музыкальных критиков и коллег и стал одним из известнейших
во всем мире оперных певцов.
Спустя годы за время службы в Большом театре у певца было 35
ролей, он пел на сцене 623 раза. Самыми известными его партиями, наравне с
Ленским, были Лоэнгрин в опере Вагнера, Вертер (Жюль Массне) и Ромео (Шарль
Гуно). Параллельно певец работал в Московской частной русской опере, его
партнером по сцене был Федор Шаляпин.
Имя Собинова известно во всем мире. В первое десятилетие XX
века Леонид Собинов много гастролировал: он выступал в миланском театре Ла
Скала, в театре князя Монакского в Монте-Карло, в мадридском театре «Реаль»,
бывал в Берлине, Париже, много ездил по России.
В 1898 году Леонид Собинов исполнил партию Ленского в опере
Петра Чайковского «Евгений Онегин». Его манера исполнения отличалась от
традиционной, и это вызвало критику со стороны руководства театра и некоторых
коллег. Однако вскоре созданный Собиновым образ стал оперной классикой.
Ария Ленского из оперы П.И.Чайковского "Евгений Онегин" в исполнении Леонида Собинова
Мы воспринимаем музыку лишь тогда, когда слышим ее. Музыка
нуждается в обязательном посреднике — исполнителе. И если однажды созданные
картины и скульптуры неизменны во все времена, то на музыкальное произведение
влияют и время, и эпоха, и исполнители.
В наше время профессия музыканта-исполнителя имеет
огромное значение, так как является связующим звеном между композитором и
широкими массами слушателей.
+
ОтветитьУдалитьКухаренко Анжела 8в
+ Чистякова Виктория 8В
ОтветитьУдалитьМалахов Василий 8В
ОтветитьУдалить+
Левит Павел 8В
ОтветитьУдалить+ Борисова Екатерина 8А
ОтветитьУдалить+ Слепец Никита 8а
ОтветитьУдалитьЛазоренко Георгий 8"Б"
ОтветитьУдалить+
Молодцы, ребята. Всем вам добавила отличные отметки за работу на сайте. Спасибо.
ОтветитьУдалить